wcomm писал(а):«... По космогоническим представлениям тибетцев, мир обладает тройственной структурой: низ, середина, верх; небо, промежуточное пространство, земля;
Согласно китайским представлениям,
Человек, Небо и Земля живут вместе, но по разному.
Что объединяет и китайскую, и индийскую философии, так это представление о том, что вселенная была изначально антропоморфна, то есть уже была вселенским Человеком.
Согласно китайским мифам, изначально во вселенной был бесформенный хаос. Со временем в хаосе возникло вселенское яйцо, из которого позднее появился Пань-гу. Считается, что взмахом огромного топора Пань-гу отделил Инь от Ян и сотворил мутную часть — землю (Инь) и светлую часть — небо (Ян). Чтобы Инь и Ян не соединились, Пань-гу каждый день отталкивал небо от земли. Когда Пань-гу удостоверился, что земля и небо не соединятся и не нуждаются в его подпирании, он умер. Дыхание Пань-гу стало ветром, голос — громом, левый глаз — солнцем, правый глаз — луной. Руки и ноги образовали четыре стороны света, туловище землю, из крови возникли реки, из вен — дороги, из волос — звёзды, растения, деревья, из зубов и костей — металл, из костного мозга — нефрит. А паразиты на его теле превратились в людей.
Пуруша (др.-инд. पुरुष, puruṣa IAST, «человек, мужчина, дух») — согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная.
Стихи 1-4 — автор описывает огромные размеры Пуруши, превосходящего землю;
Стих 5 — заявляет о происхождении друг от друга мужского начала — Пуруши и женского — Вирадж (один из первых примеров взаимообратного происхождения в индийской философии);
Стихи 6-7 — описывается жертвоприношение, при котором жертвой был Пуруша, а жертвователями — боги (отзвук человеческого жертвоприношения в Древней Индии)
Стихи 8-10 и 13-14 — описано последовательное возникновение живого и неживого мира и социальных установлений из частей тела Пуруши: животных (8 и 10), элементов ритуала (9), варн (12 — это первое упоминание о них в древнеиндийской литературе), небесных светил (13) и пространств (14).
Стихи 11-12 — это серия вопросов (стих 11) и ответов (стих 12) по типу брахмодья.
Стихи 15 и 16 — тема жертвоприношения, причем Пуруша является одновременно его деятелем и объектом (ситуация, не раз встречающаяся в дальнейшем в древнеиндийской философии).
Хираньягарбха́ (санскр. हिरण्यगर्भ, hiraṇyagarbha IAST) — в индуистской мифологии Золотой Зародыш, плававший в космических водах и давший начало жизни.
он возник как золотой зародыш, то есть как Хираньягарбха, и в дальнейшем сотворил небо и землю.
Что касается двух змей на ДЕ крылатом диске, то учитывая ранее сказанное, их видимо держит в обоих лапах сокол-Гор
ну и далее видимо из Индии, через шумеров возникли похожие кабаллистические воззрения:
Адам Кадмон (ивр. אדם קדמון — «первоначальный человек») — в каббале: название первого (высшего) из 5 духовных миров, созданных после Первого Сокращения (на иврите «Цимцум Алеф») как система для исправления Творения.
Адам Кадмон — это первый мир, получающий из Бесконечности. И называется также одной линией (кав), которая протянулась сразу после сокращения, от Бесконечности — вплотную к Этому миру, Олам аЗэ. Название «Адам» предназначено только для сфирот ешер, находящихся в первом мире, то есть для света руах, который означает свет отдачи. Но не для сфирот игулим в нем, в которых имеется только свет нэфеш, означающий свет получения для себя без возможности отдачи другим. И это корень свойства адам (человек) в Этом мире[1].
То есть, Адам Кадмон и Древо Сфирот (Древо Жизни) это почти одно и тоже.
что то похожее есть в руническом дереве Иггдрасиле
Это видимо идет от сознания человека, которое создает, творит свой собственный мир, поэтому и Творец согласно шаманистической мысли, тоже должен быть человекоподобным, так как других разумных существ в природе Земли нет. Впрочем в архаических мифах, например Африки, Творец может быть даже пауком, но все равно наделяется человеческим сознанием.
Почему Дерево, а не Гора? Оно живое, оно
многофункциональное, есть корни, ствол, ветви, крона - аналоги разных миров, в которых пасется всякая живность)).