Общепринятой является точка зрения, что (Вики)
Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.
Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.
Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит[1]. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).
Похоже, культура Крита это наследник таких неолитических культур, как Чатал Гуюк (8-6 тыс. до н.э.). Она унаследовала многие элементы культа, как
Священный Бык
Богиня Мать,
почитание змей
Видимо оттуда Крит унаследовал символ топорика Лабриса, который встречается на фресках Чатал Гуюка
http://gerodot.ru/viewtopic.php?f=1&t=14053&start=30
Возможно, оттуда же идет "рогатая" стилистика архитектуры (Чатал Гуюк):
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=2 ... c&start=15
Характерная особенность Кносского дворца - "бычьи рога", его визитная карточка.
Однако в египетском искусстве сходный по очертаниям символ связан с "Дверями Горизонта", являясь их основанием.
Крит:
Дворцы Крита также напоминают поселения Чатал Гуюка. Это не отдельные храмы, не дворцы, а целый муравейник, где нет четкого административного деления:
Чатал Гуюк:
http://www.archaeology.ru/ONLINE/Sher_f ... ment_3.htm
Крит:
http://edel.livejournal.com/216600.html
Интересно, что храмовые комплексы в Саккаре с первыми пирамидами в ДЕ:
viewtopic.php?f=63&t=2309&start=15
судя по всему также были сложными общественно-административными "поселками", напоминающими Чатал Гуюк и храмовые комплексы с зиккуратами в Уре.
Между прочим, археологи очень условно называют некоторые дома в Чатал Гуюке "храмами", которые отнюдь не отделены от всего жилого комплекса. Возможно, из за этой традиции отдельных храмов не находят и на Крите. Видимо, это был жилищно-культурный комплекс, в котором разные его части выполняли разные функции, как в своеобразном человеческом муравейнике. Возможно, были "молельные", церемониальные комнаты этого комплекса. Но не было отдельных храмов, посвященных отдельным богам. Судя по всему, основу "религиозного уклада", если так можно сказать, составлял мировоззренческий шаманизм (по ценному замечанию Марка Пулия), где люди поклонялись силам природы, но Человек находился в центре этой мистической Вселенной, на что отчетливо указывает прямь маниакальная идея Лабриса-Бабочки, Души-Психеи в изобразительной культуре.
viewtopic.php?f=162&p=31232#p31232
http://gerodot.ru/viewtopic.php?f=1&t=14053&start=30
Видимо, в культуре Крита не было раболепного поклонения верховным-богам первопредкам, как Осирис и Зевс, Энки и Шива.
Зато, огромное внимание уделялось идее метапсихозу, реинкарнации. Образно говоря, они очень любили самих себя. Символизм Бабочки предполагает не только реинкарнацию, но и странствие по Земле - она летит туда, куда хочет, что видимо и изображено на фреске "Бабочка и Корабль"
Это может быть символом кочующей культуры, и возможно так минойцы Крита очень ценили свою культуру свободных людей, культуру с древними корнями, которая когда то принесла знания народам Египта и Шумера. Такое мировоззрение возможно было связан с образом жизни свободных ремесленников и торговцев, как это было в свое время и в обществе Чатал Гуюка. То есть, они сами были боги, когда то очень давно.